Ну вот я и познакомился со свежевышедшей частью серии Carnage Heart под названием Carnage Heart EXA. Если вы спросите "кто все эти люди, и что они делаю на моём сайте по Front Mission?", то я сразу введу в курс дела. Серия CH появилась аж в 1995 году (т.е. одновременно с первой частью FM!), и представляет из себя симулятор поединков роботов. Изюминка в том, что поведение своим подопечным вы задаёте сами, используя очень упрощённый язык программирования, если так можно выразиться. Создать максимально умного и сообразительного робота, способного преодолевать все трудности - вот наиболее увлекательная часть игрового процесса. Ну а я, в свою очередь, познакомившись с самой первой игрой Carnage Heart (о ней
написано тут), решил добавить данную серию на сайт, в виду определённого сходства.
С этим разобрались, теперь наконец перейдём же к самой EXA. Данная игра является шестой в серии и была выпущена аж в 2010 году на приставке PSP в Японии.
Совсем недавно компания
Natsume Inc. взялась за её перевод и таки сдержала обещание - EXA полностью на английском теперь доступна для PSP и PS Vita в американском PSN (обещают добавить и в европейский).
Итак, чем же отличается данная игра от предыдущих частей? Сравнивать я могу лишь с первой, т.к. только она, помимо EXA, была переведена на английский. Всё так же игровой процесс построен на проектировании роботов и битвах с противником. Только теперь создатели отбросили практически все второстепенные аспекты вроде сюжета, прохождения и прочего, оставив лишь голою арену для боёв с компьютером или человеком. Прохождение тут присутствует, да, но по правде сказать, впечатление оно производит как добавленное "для галочки" - очень короткое, да и выполнено в виде текстовых диалогов между немногими персонажами. И это не те увлекательные диалоги, что, например, во Front Mission 3 - тут главная героиня может потратить все 10 минут, чтобы объяснять своей подруге, что "она не влюбилась в того парня, это всё сплетни", и прочее в этом духе.
Но вернёмся к игре. Сразу бросается в глаза визуальный стиль - анимешные персонажи, пестренькая гамма, динамичная музыка. Тогда как в оригинальной CH это были суровые военные будни, бескрайние просторы серых незаселённых планет, где лишь роботы передвигались по поверхности, воюя между собой. На мой взгляд, такой игре был бы гораздо более к лицу милитаристический стиль и наличие определённого рода серьёзности. Но ничего тут уже не поделать.
Качественно геймплей изменился не сильно, лишь количественно - появились новые детали для проектирования роботов, новые чипы, отвечающие за "программирование". Вместе с тем, всё это повлекло за собой ещё большую сложность в освоении игры. И вот тут мы приближаемся, пожалуй, к главному минусу - эта самая сложность.
Игра ОЧЕНЬ сложна в освоении. Это конечно обусловлено и самой концепцией программирования, но, к сожалению, масла в огонь подлили разработчики - в игре отвратительное обучение. Сначала целых восемь глав из ~пятнадцати вас учат, как настроить управление вашим роботом на джойстике(!). И это при том, что в эту игру идут играть не ради управления в живую. В конце концов, даже в самом прохождении наглядно дают понять, что реакция запрограммированного робота гораздо быстрее, чем у человека. Пришлось мне по крупицам отсеивать ценную информацию в обучении, боясь что-то пропустить. Играть в такое пропадает всякое желание, но я знал зачем пришел и набрался терпения. Наконец, тренировка подошла к программированию поведения робота в авто-режиме. Здесь дала о себе знать вторая неприятная деталь - теория без практики. Вам описывают действие чипа, описывают хорошо, не спорю, затем дают посмотреть, как этот чип действует и... всё! Затем следующий чип. И так далее. Очень быстро в таком режиме в голове образуется каша, и вам остаётся либо смотреть обучение по второму кругу, убивая остатки желания разобраться в игре, либо методом проб и ошибок выяснять все детали на практике, что тоже не самое лучшее занятие, да и занимает время.
Так и самое смешное, что по прошествии этой тренировки, которая занимает около двенадцати глав прохождения(!), вас бросают на поле боя по принципу "хочешь жить - умей вертеться". У вас открыто практически всё оборудование, оружие, чипы, и вы начинаете судорожно искать, что же из всего этого мне нужно, а что нет. Это как если бы в уже упомянутой Front Mission 3 в первой же миссии пропустить через вас все сценки с обучением, а затем дать доступ ко всем деталям и улучшениям со словами "на, играйся"
Но что происходит, когда вы всё-таки осилили тренировку, узнали все необходимые начинающему робототехнику правила и взялись за создание роботов всерьёз? А вот тут-то и открываются все достоинства самой последней части в серии, которая вобрала в себя все наработки за более чем 10 лет существования предшественниц. Интерфейс, удобство его использования, удобства коммуникации - всё просто идеально! Давно я не видел такой заботы об игроке. Грузится всё моментально, каждая кнопка на своём месте, функционал огромен, взаимодействие между игроками выполнено со всеми возможными удобствами - начиная от прямой связи между консолей и организацией матчей и турниров с особыми правилами, и заканчивая загрузкой роботов и реплеев с компьютера/интернета, возможностью записать отредактированный реплей в видео файл средствами самой игры(!) и наконец поддержкой специального сайта
satloke.jp (на английском и японском), который заботливо сохранит и отсортирует любую вашу информацию по игре. Отдельное спасибо переводчикам из
Natsume Inc., которые подошли к переводу игры со всей ответственностью и англофицировали вышеупомянутый сайт.
В общем, игра получилась не без минусов, очень сложная и ОЧЕНЬ на любителя. Но если вы с детства увлекались конструкторами Лего (
), программированием или чем-то подобным, то наверняка сможете оценить данный продукт по достоинству, ибо альтернатив, да ещё и такого уровня просто не найдёте.